Organizational Aspects Affecting the Efficiency of the Duty Units of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs Of Russia
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the article analyzes the activities of the duty units of the internal affairs bodies. Noting the continuous process of improving the practical activities of the duty service, attention is focused on individual problems of its organization. Materials and Methods: the materials of the study were the norms of Russian legislation regulating the activities of duty units in the Department of Internal Affairs; scientific publications on the topic under study. The methodological basis was made up of general scientific methods (dialectical, system analysis) and special scientific methods (formal legal, logical, interpretation of law, etc.) of research. Results: the author identifies the currently relevant problematic aspects in the organization of the work of the duty units of the Department of Internal Affairs, related to the large number of regulatory legal acts used in the activities of the duty units, the effectiveness of the management of the forces and means of the Department of Internal Affairs, a significant amount of workload, staffing issues. Discussion and Conclusions: revealing the identified problems in the work of the duty service, the importance of their resolution is noted, measures are proposed to improve the organization of the activities of the duty units. The author is convinced that only an integrated approach will improve the efficiency of their activities.

Keywords:
internal affairs bodies, operational management, duty unit, operational duty officer, efficiency of activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

История становления дежурных частей ОВД РФ свидетельствует о непрерывном процессе развития и совершенствования их практической деятельности, однако в настоящее время наблюдаемые процессы преобразования общественной жизни в современной российской действительности, а также характерные тенденции автоматизации и информатизации, расширения технической составляющей в служебной деятельности ставят на повестку дня проблему фундаментального переосмысления служебной деятельности дежурных частей ОВД с целью формирования современной модели функционирования.

Актуальность изучения вопросов служебной деятельности дежурных частей ОВД обусловливается необходимостью повышения качества реализации возложенных на них задач, а также оптимизации осуществления ими функций. Дежурные части осуществляют широкий перечень обязанностей, в связи с этим совершенствование служебной деятельности дежурных частей является важным фактором повышения эффективности их работы, а также действий других структурных подразделений МВД России и иных служб.

Обзор литературы

Отдельные аспекты организации работы дежурных частей в ОВД рассматривались в научных работах А.В. Андреева, А.Н. Александрова, О.В. Катаевой. Вопросам обеспечения законности в деятельности дежурных служб посвящены труды Т.А. Сахаровой, А.Ю. Темникова, С.Н. Шатиловича. Проблемы учетно-регистрационной дисциплины в ОВД РФ, а также взаимодействия дежурных частей с подразделениями и службами ОВД затронуты в работах Р.Р. Алиуллова и других авторов. Вместе с тем отсутствие исследований, анализирующих факторы, влияющие на эффективность работы дежурных частей территориальных органов МВД России на районном уровне (далее – территориальные ОВД) предопределило тему исследования.

Материалы и методы

Исследование основано на нормах российского законодательства, регулирующего деятельность дежурных частей, материалах научной литературы и практической деятельности. Методология исследования представлена общенаучными методами (диалектическим, системного анализа), позволившим выявить факторы, влияющие на эффективность деятельности дежурных частей. Применение частнонаучных методов (формально-юридического, логического, метода толкования права и др.) дало возможность предложить меры по улучшению результативности работы дежурных смен.

Результаты исследования

В настоящее время технические средства значительно упрощают осуществление оперативного управления. Введение в эксплуатацию рабочих мест Единой информационно-телекоммуникационной сети ОВД позволяет в реальном времени корректировать действия нарядов, фиксировать и документировать получаемую информацию, обеспечивать ее хранение.

Учитывая наблюдаемые направления автоматизации и технологизации, возросшее значение информационных технологий в деятельности дежурных частей ОВД, необходимо отметить позитивные тенденции в работе сотрудников дежурных частей, облегчающие выполнение стоящих перед ними задач. Следует обозначить улучшение материально-технического оснащения дежурных частей территориальных ОВД. Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые важные, требующие разрешения аспекты в работе дежурной службы, к которым отнесены:

1. Многочисленность нормативных правовых актов, используемых в деятельности дежурных частей.

2. Эффективность управления силами и средствами ОВД.

3. Значительный объем нагрузки.

4. Вопросы кадрового обеспечения.

Рассмотрим выделенные аспекты более подробно.

При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудники дежурной части руководствуются нормами многочисленных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. Значительный объем нормативных актов как федерального, так и регионального уровня обусловлен широким перечнем возложенных задач и реализуемых функций дежурных частей. В связи с этим считаем необходимым создание методических рекомендаций по вопросам правоприменительной деятельности дежурных частей ОВД. Несмотря на то, что должность оперативного дежурного предполагает наличие значительного опыта работы, умения сориентировать находящиеся на территории оперативного обслуживания силы и средства ОВД, знания оперативной обстановки, в связи с нехваткой личного состава должности оперативного дежурного могут занимать лица, недостаточно подготовленные к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Поэтому составление методических рекомендаций, направленных на структурирование нормативной базы по отдельным вопросам деятельности дежурных частей, должно значительно повысить правовую грамотность личного состава территориальных подразделений.

Дежурные части являются основным элементом оперативного управления в ОВД. В условиях системного характера современной преступности и деструктуризации правоохранительной системы научное обеспечение организации и координации взаимодействия органов и подразделений внутренних дел становится одним из приоритетных направлений теории и практики управления. Изучение особенностей взаимодействия дежурных частей территориальных ОВД обусловливается важностью построения эффективной структуры оперативного взаимодействия в целях совместного решения возложенных задач.

Оперативный дежурный обязан координировать действия дежурных нарядов и осуществлять контроль за их местонахождением, знать расстановку нарядов и количество задействованных сил и средств, оперативно информировать дежурные наряды о совершенных преступлениях и происшествиях, при необходимости корректировать расстановку их постов и маршрутов. Грамотная расстановка сил и средств на территории оперативного реагирования положительно сказывается на эффективности служебной деятельности. Использование автоматизированных систем для систематизации полученной оперативной информации предполагает возможность ее немедленной передачи патрульным нарядам, находящимся максимально близко к месту происшествия.

В связи с тем, что время прибытия на место происшествия сотрудников ОВД в российском законодательстве не определено, отдельными учеными эта проблема ставится в разряд крайне важных вопросов. Так, М.Ю. Койнов полагает, что внесение дополнений в приказ МВД России от 15 ноября 2019 г. № 879 устранит пробелы в регулировании норм отдельных аспектов деятельности подразделений патрульно-постовых служб полиции (далее – ППСП) [1, с. 13]. Данное положение мотивируется отсылочной нормой п. 27 приказа, в котором указывается, что при патрулировании протяженность маршрута нарядов ППСП должна определяться нормативными актами, регламентирующими их деятельность, тогда как в Уставе ППСП такая регламентация отсутствовала. В приказе МВД России от 28 июня 2021 г. № 495, как и в утратившем силу Уставе ППСП, отражена обязательная норма выделения сотрудников подразделений ППСП для несения службы на маршрутах патрулирования с применением соответствующего коэффициента. Однако максимальное время прибытия нарядов к месту совершения правонарушения в приказе по-прежнему не регламентировано.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О полиции» полиция должна приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных посягательств, незамедлительно. По своей сути, отражение максимального времени прибытия нарядов ППСП к месту совершения противоправного деяния на законодательном уровне нецелесообразно, поскольку время прибытия зависит от множества факторов, учитывающихся в каждом конкретном случае.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного приказа количество, виды нарядов, а также маршрутов патрулирования устанавливаются с учетом складывающейся оперативной обстановки и фактического наличия личного состава на каждые сутки, поэтому полная укомплектованность соответствующих подразделений положительно отразится на эффективности несения службы, а также на профилактике административных правонарушений, статистике раскрытия преступлений на первоначальном этапе.

Реагирование на преступление, по мнению специалистов, в крупных городах может достигать трех часов, в сельской местности – до 12 часов. Вместе с тем прибытие сотрудников ОВД через 10-15 минут на место совершения преступления обеспечивает его раскрытие в течение первых суток от 60 до 80%, а по делам об убийствах – до 90% [2, с. 20]. В связи с этим успешное раскрытие преступления по горячим следам будет зависеть в первую очередь от быстрого реагирования и грамотного управления силами и средствами оперативным дежурным.

В ходе несения службы сотрудниками дежурной смены одновременно решается большое количество задач. Для того чтобы справляться с возросшим информационным потоком, в регионах Российской Федерации внедрялись различные системы, предназначенные для ее автоматизированной обработки (регистрации, хранения, направления, поиска информации и т.п.), что способствовало значительному сокращению времени на реагирование. Например, в Республике Татарстан в настоящее время используется программный комплекс «ТОР». Однако поиск информации ограничивается сведениями только своего региона, информация других регионов недоступна. Решение данных вопросов заложено в концепции федеральной системы – Сервисе обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ) ИСОД МВД России. Данная система успешно применяется во всех дежурных частях территориальных ОВД.

Значительное количество времени сотрудников дежурной смены затрачивается на оформление процессуальных материалов доставленных в дежурную часть лиц. Так, на документальное оформление одного факта доставления правонарушителя, как правило, уделяется около 20 минут, аналогичное количество времени занимает его задержание.

Особое внимание необходимо уделить приему сообщений граждан о противоправных деяниях различной степени как по телефону, так и при личном обращении в дежурную часть. По мнению большинства сотрудников дежурных частей, прием таких обращений следует упорядочить, исключив факты необоснованной регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП) всех сообщений, как регламентировано приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736, за исключением анонимных, которые оперативные дежурные должны фиксировать в тетради для записей оперативного дежурного и организовывать реагирование на них [3, с. 68-69].

По справедливому замечанию Р.Р. Алиуллова, существующий порядок регистрации и разрешения сообщений о происшествиях в ОВД имеет определенные недостатки. Так, по опросу более 1,5 тыс. руководителей оперативных управлений МВД России различных субъектов, начальников и сотрудников дежурных частей, более 95% респондентов неудовлетворены существующей практикой регистрации всей информации, поступающей в ОВД. Более 70% поступающей в ОВД информации не имеет отношения к правоохранительным задачам и не должно регистрироваться в КУСП. Эта проблема озвучивается на протяжении последних пяти лет. На наш взгляд, необходимо разработать соответствующие изменения в действующий нормативный акт, регламентирующий данный вопрос [4, с. 8].

Такая постановка задач в указанном приказе может быть обусловлена неспособностью обеспечивать надлежащую учетно-регистрационную дисциплину, что влекло за собой привлечение к дисциплинарной и уголовной ответственности сотрудников. В последние годы подобные проблемы возникали только в дежурных частях отделов ОВД РФ, и факторы, обусловливающие нарушения учетно-регистрационной дисциплины, носили совершенно другую природу и характер. Вместе с тем вопрос контроля соблюдения учетно-регистрационной дисциплины проработан и полностью жизнеспособен. В настоящее время все дежурные части отделов МВД России оборудованы системами записи телефонных переговоров и видеонаблюдения, а выборочное прослушивание записей речевого регистратора эффективно сказывается на соблюдении учетно-регистрационной дисциплины.

Рассматривая вопросы осуществления контроля за деятельностью сотрудников дежурных частей, А.Ю. Темников и Т.А. Сахарова верно отмечают, что неотъемлемым элементом поддержания законности и эффективности деятельности дежурной службы является ведомственный контроль [5, с. 72]. Благодаря контролю возможно избежать негативных последствий в учетно-регистрационной дисциплине.

Нарастание объема нагрузки происходит и за счет увеличения количества регистрируемых сообщений по одному и тому же факту, но из разных источников. Например, сообщение о совершении преступления поступает от бригады скорой медицинской помощи, а также от свидетеля (соседа потерпевшего). Несмотря на то, что эта информация относится к одному факту преступления, но обращения поступили от разных заявителей, то каждое из них должно быть зарегистрировано в КУСП. В результате оперативный дежурный затрачивает больше времени, ведя двойной, а иногда и тройной учет.

Большое количество возложенных на оперативных дежурных задач за дежурные сутки исполнить физически сложно. Такое положение дел приводит к задержке дежурной смены после приема – сдачи дежурства на 3-5 часов, чтобы устранить скопившуюся за дежурные сутки «задолженность», а это, в свою очередь, не может способствовать улучшению психологического климата и формированию положительной направленности работы в коллективе.

В настоящее время одним из важных аспектов эффективности работы дежурных частей является вопрос кадрового обеспечения. Нередко некомплект дежурной смены достигает двух единиц, в то время как в ее состав, как правило, входят четыре сотрудника. При существующей нагрузке неполную дежурную смену для несения службы в течение дежурных суток выпускать не представляется возможным. Институт подмены оперативных дежурных полноценно функционировать не может по ряду причин. Некомплект личного состава в других службах не позволяет постоянно привлекать закрепленного для исполнения обязанностей в качестве подменяемого оперативного дежурного сотрудника для проведения обучения и для несения службы в составе дежурной смены. В результате в современных условиях привлечение к выполнению таких обязанностей недостаточно подготовленного сотрудника может привести к нарушению прав человека, способствовать чрезвычайным происшествиям или нарушению законности, что в свою очередь неминуемо приведет к правовым последствиям. В настоящее время отменено действовавшее ранее требование к обязательному наличию трехлетнего стажа работы в ОВД для лиц, назначаемых на должности оперативных дежурных. В результате этого, с одной стороны, облегчился процесс комплектования вакантных должностей дежурной части, с другой – понизился профессиональный уровень оперативных дежурных.

Отмечая эту проблему, требующую, на наш взгляд, скорейшего разрешения, О.В. Катаева, А.Н. Александров [6, с. 15], А.В. Андреев [7, с. 43] свидетельствуют, что к дежурной службе часто привлекаются сотрудники, не имеющие достаточного уровня соответствующей подготовки при выполнении ими функций оперативного управления. Это подтверждается многочисленными материалами судебной практики.

Другим немаловажным фактором является значительный некомплект личного состава наружных служб отделов МВД России, что приводит к несоблюдению обязательных норм выставления нарядов наружных служб, а соответственно, нагрузка на сотрудников наружных служб растет пропорционально количеству отсутствующих нарядов. В связи с этим обращения граждан обслуживаются несвоевременно, и причина не в халатности сотрудников, а, как правило, в их недостаточной компетентности и малочисленности.

Некомпетентность и недостаточный профессионализм сотрудников, привлекаемых для работы в составе следственно-оперативной группы, участковых уполномоченных полиции, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, наружных служб, а также непродолжительное нахождение в должности и в целом на службе в ОВД РФ в наибольшей степени влияют на эффективность работы дежурной смены. Анализ практической деятельности показывает, что дежурная следственно-оперативная группа, состоящая из высокопрофессиональных и опытных сотрудников, в течение дежурных суток имеет возможность полноценно отработать и в полном объеме собрать проверочный материал по пяти-шести обращениям о совершенных преступлениях, в то время как малоподготовленные сотрудники в составе следственно-оперативной группы обслуживают два-три преступления, при этом качество собранного материала неудовлетворительно. Это проявляется в некачественных осмотрах места происшествия, неправильном назначении экспертиз, отсутствии изъятых при осмотрах места происшествия следов, поверхностных опросах потерпевших, подозреваемых, свидетелей и других лиц и т.д. Недостаточный профессионализм сотрудников наружных служб влечет за собой аналогичные последствия по своим направлениям деятельности, что в конечном итоге отражается и на оперативном дежурном.

Приказ МВД по Республике Татарстан от 28 октября 2014 г. № 621 «Об утверждении типовых регламентов МВД по Республике Татарстан» закрепляет право начальника территориального отдела МВД России при приеме-сдаче дежурства вернуть дежурную следственно-оперативную группу на доработку материалов, в случаях если проверочный материал собран не в полном объеме или ненадлежащего качества. При этом критерии оценки качества и полноты собранного материала не приводятся, из чего следует, что руководитель отдела МВД России сам определяет его полноту и качество. Вместе с тем контроль руководителя территориального ОВД за полнотой и качеством материалов считаем важным фактором эффективности работы дежурной смены.

Выделенные недостатки нередко влекут за собой нарушения законности в деятельности дежурных частей, которые, по верному замечанию С.Н. Шатиловича, выражаются в нарушении учетно-регистрационной дисциплины, непринятии мер по фиксации обстоятельств совершения противоправных деяний, халатности и др. [8, с. 80]. Поэтому осуществление контроля работы дежурной смены является важным фактором, влияющим на эффективность деятельности дежурной части.

Обсуждение и заключения

На основании анализа организационно-правовых аспектов, влияющих на работу дежурных частей, были сформулированы предложения по повышению эффективности их деятельности:

1. Для упорядочивания и систематизации знаний нормативной базы необходимо разработать методические рекомендации, включающие единый регламент работы сотрудников дежурной службы, в которых следует не только обозначить права, обязанности и порядок действий, но и разграничить полномочия и обязанности сотрудников внутри дежурной смены, обобщив все нормативные акты, регламентирующие деятельность дежурных частей.

2. В целях повышения качества работы с обращениями граждан в дежурную часть необходимо снизить нагрузку на сотрудников дежурной смены путем исключения регистрации в КУСП информации, не имеющей отношения к правоохранительным задачам, внеся изменения в соответствующий нормативный акт.

3. Для успешного своевременного управления силами и средствами ОВД полагаем возможным увеличить штатную численность наружных подразделений, не допускать некомплекта сотрудников дежурной смены, а также других подразделений, задействованных в системе единой дислокации, по обеспечению правопорядка в общественных местах.

4. С целью качественного отбора кандидатов на должности сотрудников дежурных частей целесообразно закрепить в нормативных актах, регламентирующих их деятельность, положение об обязательном сроке службы в ОВД не менее трех лет. Кроме того, формирование компетентности и профессионализма сотрудников дежурных частей предопределяет их направление в образовательные организации МВД России для повышения квалификации.

Таким образом, значимость выполняемых функций дежурными частями требует постоянного комплексного совершенствования качества и эффективности служебной деятельности в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Комплексный анализ, проработка и внедрение указанных выше, а также других аспектов деятельности дежурной службы должны обеспечить стабильную, качественную и эффективную работу, что в конечном итоге повысит уровень общественного доверия к полиции.

References

1. Kojnov M.YU. K voprosu pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2020. № 4 (27). S. 8-13.

2. Aliullov R.R., Romanyuk V.S. Organizacionno-pravovye osnovy vzaimodejstviya dezhurnyh chastej s podrazdeleniyami i sluzhbami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: metodicheskie rekomendacii. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2016. 68 s.

3. Kazachenok V.V. Organizacionno-pravovoj mekhanizm reagirovaniya dezhurnyh chastej organov vnutrennih del na soobshcheniya o poboyah // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2020. № 4 (54). S. 66-73.

4. Aliullov R.R. Napravleniya sovershenstvovaniya uchetno-registracionnoj discipliny v organah vnutrennih del // Napravleniya sovershenstvovaniya deyatel'nosti dezhurnyh chastej organov vnutrennih del Rossii: materialy vserossijskogo kruglogo stola (5 aprelya 2019 g.) [Elektronnoe izdanie]. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2019. S. 5-9.

5. Temnikov A.YU., Saharova T.A. O nekotoryh voprosah osushchestvleniya vedomstvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu dezhurnyh chastej territorial'nyh organov MVD Rossii na rajonnom urovne // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 2 (78). S. 68-73.

6. Kataeva O.V., Aleksandrov A.N. Sovremennye problemy organizacii deyatel'nosti dezhurnyh chastej territorial'nyh organov MVD Rossii na transporte // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2019. № 1 (19). S. 12-16.

7. Andreev A.V. Sovremennye problemy organizacii deyatel'nosti dezhurnyh chastej territorial'nyh organov MVD Rossii // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 4. S. 41-43.

8. SHatilovich S.N. Povyshenie effektivnosti preduprezhdeniya narushenij zakonnosti v deyatel'nosti sotrudnikov dezhurnyh chastej territorial'nyh organov MVD Rossii // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2017. № 3 (41). S. 79-85.


Login or Create
* Forgot password?