Certain Legal Aspects of the Regulation of Reproductive Human Rights
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the article discusses the system of reproductive human rights. The provisions of international and Russian legislation are analyzed. Materials and Methods: the research material is regulatory acts in reproductive human rights. The research is based on a combination of natural science methods with analytical and synthetic approaches to the study of human reproductive rights. Results: the study of the articles of the Federal Legislation of the Russian Federation leads to the conclusion about the fragmentary consolidation of guarantees for the exercise of reproductive human rights. Discussion and Conclusions: based on the discussion changes, the author suggests some possible vector adjustments of doctrinal acts.

Keywords:
reproductive rights, the Constitution of the Russian Federation, Federal legislation, regulatory provisions, demographic policy, fertility, reproductive health, reproductive behavior
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Сложившаяся в последнее десятилетие в России демографическая ситуация характеризуется стабильным сокращением численности населения.

Высокий пик рождаемости был зафиксирован в 1960 г. и составил 2,78 млн человек. В 70-е гг. цифра равнялась 1,9 млн. Восьмидесятые годы отмечаются подъемом в 2,2 млн человек. С 1990 по 1995 год наблюдается снижение до 1,98 млн. С 1995 по 2000 год стабильность отметки составила 1,3 млн. За последующие пять лет зафиксирован рост с 1,78 до 1,94 млн человек Следующие годы характеризуются постоянным уменьшением численности рожденных детей1.

Данные по общему приросту населения за последние 10 лет свидетельствуют об отрицательной демографической динамике. В 2012 г. прирост населения составил 290 676, в 2017 – 76 059. В 2018 г. минус 99 712 – численность населения сократилась на 100 000 человек. Отрицательным по приросту является и 2019 год2.

Изменению подвергся возраст женщины на момент рождения первого ребенка: до 25 лет рожают 20,3% женщин, от 40 лет – 24%3.

К причинам, отрицательно сказывающимся на увеличении численности населения, национальный проект «Демография» относит низкий уровень материального дохода, отсутствие хороших жилищных условий, современную малодетную структуру семьи, тяжелый физический труд работающих женщин, низкий уровень репродуктивного здоровья, большое число абортов4.

Таким образом, существует совокупность факторов, негативно сказывающихся на повышении деторождения. Проанализируем некоторые из них.

Обзор литературы

При подготовке статье автор изучила работы Б.Г. Романовского [1], Е.С. Плотниковой [2], М.Н. Малеиной [3], Е.Г. Соловьева [4].

Материалы и методы

Проблема и характер исследуемых общественных отношений определили использование общенаучных методов: анализ, синтез, обобщение. Также в статье использованы сравнительно-правовой, формально-логический, системный методы исследования. Эмпирической основой исследования явились статистические данные Росстата о численности населения за различные периоды.

Результаты исследования

По данным Росстата, в современных условиях, когда в обществе доминирует культ удовлетворения собственных амбиций, доля супругов, которые сознательно не хотят иметь детей, составляет в России 6%, а по г. Москве – 17%5.

В настоящее время государство стремится сохранять семью и брак в основном только с помощью социально-финансовой политики. Существуют различные программы поддержки. Популяризируются семейные отношения – нововведением стал «День отца». Однако, согласно социологическим данным ВЦИОМ, меры, принимаемые государством, недостаточно действенны. Финансовые расходы среднестатистической семьи составляют около 10 млн рублей на содержание одного ребенка от рождения до достижениям им возраста 17 лет6. При этом один из членов семьи находится в отпуске по уходу за ребенком и не получает зарплату, тем самым попадая в зависимое положение от супруга. Семье также необходимо решать вопрос расширения жилищной площади, причем зачастую за счет оформления ипотечного кредита. В результате возникает парадоксальная ситуация: чем больше детей в семье, тем финансово труднее выживать в условиях развития современной экономики, поскольку доходы получают только трудоспособное взрослое населения, а сама семья как экономическая единица ничего не производит. В рамках социального страхования государство выплачивает одному из родителей, находящемуся в отпуске по уходе за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста, страховые выплаты в размере около 10 000 рублей ежемесячно. Но данная компенсация даже ниже прожиточного минимума. Следовательно, появление в семье детей вызывает определенные финансовые расходы.

Кроме того, отмечаются негативные тенденции снижения уровня репродуктивного здоровья женской части населения, о чем свидетельствует большое число осложнений во время беременности и родов; увеличивающаяся распространенность инфекций, передающихся половым путем; высокая частота бесплодия и невынашивания беременности.

По количеству совершенных абортов Россия занимает третье место среди стран мира. Самое большое количество абортов совершается в промежуток от 20 до 34 лет – в наиболее благоприятный репродуктивный период женщины. Исследования отечественных социологов свидетельствуют, что демографические потери нашей страны с 1960 по 1980 год нанесли России в 2,5 раза больше ущерба, чем Первая мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война в совокупности – 90 млн легальных абортов7.

Данные проведенного нами анализа демографической ситуации свидетельствуют, что часть женщин сознательно отказывается от рождения детей, другие же не способны иметь детей по состоянию здоровья.

Экономические аспекты необходимости преодоления депопуляции обусловлены потребностью России в трудоспособном населении. Если не восстановить прирост населения, то страна может оказаться в перманентной рецессии. Поэтому остро стоит вопрос, какими механизмами повысить рождаемость; кроме того, стимулировать данный процесс могут нормы различных отраслей права.

Правоведы акцентируют свое внимание на перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением репродуктивного здоровья нации [5,6].

Тема влияния права на увеличение прироста населения поднималась еще в советской юридической науке, которая за данной категорией не признавала качества субъективного.

Анализ правовых позиций ученых дает основание утверждать, что термин «репродуктивные права» интерпретируется как права граждан на самостоятельное и свободное решение вопросов деторождения, доступ к необходимой для этого информации и медицинской помощи.

Всемирная организация здравоохранения трактует репродуктивные права как право мужчин и женщин на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, а также создание для супружеских пар возможностей иметь здорового ребенка8.

Если обратиться к этимологии термина «репродуктивный», то Большой современный толковый словарь русского языка рассматривает данное понятие как «способность к репродукции, самовоспроизведению, размножению» 9.

Основываясь на анализе научной литературы, мы пришли к выводу, что термин введен в оборот, а его содержание не обозначено, что является не совсем корректным. Правильное определение правовых понятий необходимо для исключения как необоснованного расширения, так и неоправданного сужения содержания.

Рассмотрим положения нормативных правовых документов.

Результаты анализа международных правовых источников свидетельствуют, что концепция репродуктивных прав получила широкое декларирование на международной арене.

Под репродуктивными правами понимаются юридические права и свободы, связанные с репродукцией и репродуктивным здоровьем, которые различаются в разных странах мира10. Они включают в себя такие меры, как снижение количества абортов, достижение максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, преодоление бесплодия, защита от принудительной стерилизации11.

Конституции многих европейских государств содержат положения, гарантирующие защиту репродуктивных прав человека.

Одним из общепризнанных стандартов в зарубежном праве является швейцарское законодательство, конституционные положения и нормы которого закрепляют основные направления демографической политики, направленной на увеличение численности населения. Так, вступление в брак возможно с 18 лет. Уголовным законодательством закрепляются правила прерывания беременности12.

Репродуктивная медицина регламентирована специальными нормативно-правовыми актами13. Об эффективной реализации конституционных положений свидетельствуют и данные статистики: на конец 2021 г. население Швейцарии составляло 8 824 554 человека, годовой прирост составил 1,16% – в среднем 101 277 человека14.

Нормы, закрепленные в Конституции Эквадора, гарантируют право на здоровье при помощи экономической, социальной, культурной, образовательной и экологической политики, а также постоянного, своевременного и неограниченного доступа к программам, мероприятиям и услугам, которые обеспечивают комплексное здравоохранение, сексуальное и репродуктивное здоровье. Ст. 332 Конституции гарантируется соблюдение репродуктивных прав трудящихся, беременных и кормящих женщин. Такое закрепление репродуктивных прав в основном законе свидетельствует, что, государство несет ответственность за обеспечение действий и услуг в области сексуального и репродуктивного здоровья15. В связи с этим обращают внимание на себя и статистические данные – темпы роста населения Эквадора с 2019 по 2020 год составляют 1,55%, прибавка к населению около 269 000 человек16.

Проанализированные положения зарубежных конституций и данные статистики свидетельствуют, что 1) закрепление детородных норм разнородно по своей направленности и приоритетам; 2) государства занимаются реальным развитием института семьи, гарантируя и защищая сексуальные и репродуктивные права.

Конституция Российской Федерации не содержит понятия и специально закрепленных прав по исследуемой тематике.

Е.С. Плотникова предлагает рассмотреть репродуктивные права в контексте ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на охрану здоровья и медицинскую помощь, поскольку государство признает бесплодие болезнью [2].

Мы полагаем, что к этому целесообразно добавить ст. 19, 20 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения формируют основные условия реализации репродуктивных прав17.

Детализация репродуктивных права человека нашла свое выражение в отраслевом законодательстве.

В нормативно-правовой базе федерального и регионального уровня Российской Федерации содержится большое количество положений, касающихся вопросов репродуктивного поведения18.

Вместе с тем определенные нормы не обеспечивают в полной мере условий и возможностей для реализации репродуктивных прав граждан Российской Федерации и сохранения их репродуктивного здоровья.

Так, использование процедуры искусственной инсеминации порождает ряд правовых проблем: 1) биологически ребенок будет зачат не от своего «социального» отца, а значит, может считаться внебрачным, что может повлечь в дальнейшем определенные гражданско-правовые последствия (например, вопрос наследования); 2) выбор донора спермы по физическим параметрам вводит женщину в правовое и этическое поле евгеники; 3) возникает проблема конфиденциальности информации.

При проведении процедуры экспракорпорального оплодотворения (ЭКО) отбираются самые «качественные» эмбрионы. После подсаживания нескольких в полость матки остальные эмбрионы подвергаются витрификации – мгновенной заморозке – для сохранения на случай повторного проведения процедуры. Существенной биоэтическо-правовой проблемой становится дальнейшее существование таких эмбрионов. Услуга хранения эмбрионов является платной, и в случае если родители перестают вносить плату за хранение эмбрионов, клиника оказывается в двусмысленном положении: так как уничтожить эмбрионы она не имеет права, а законодательство данный правовой пробел никак не регулирует.

Таким образом, проблемы реализации гражданами своих репродуктивных прав связаны с неэффективностью обеспечивающих их гарантий. Преодоление этих негативных явлений позволит наполнить репродуктивные права реальным содержанием и признать их частью основных прав человека и гражданина.

На законодательном уровне был разработан проект № 96700124-2 Федерального закона «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления». Основными причинами отзыва законопроекта явилась его неспособность регулирования интимных отношений правовыми методами19.

Согласимся с мнением Е.И. Козлова и О.Е. Кутафина, которые указывают, что только жизненная важность и социальная значимость для конкретного человека и для всего общества, государства являются основным критерием отнесения прав и свобод человека к требующим закрепления в Основном законе страны [7]. При этом, как гласит ст. 55 Конституции Российской Федерации, «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»20. В связи с этим охрана и защита репродуктивных прав конституционно-правовыми средствами представляют особый интерес.

Отсутствие конституционно закрепленных репродуктивных прав человека, с одной стороны, выгодно государству, поскольку их отсутствие предполагает и отсутствие защиты. Как указывает Г.Б. Романовский, «они приобретут свойства первичности. На государство будет возложена обязанность осуществления их юридического сопровождения» [1].

Казалось бы, естественная репродуктивная способность человека – вот выход из демографического кризиса. Однако, на наш взгляд, демографическая политика государства направлена не на прирост населения, а на пропаганду средств контрацепции, легализацию абортов, развитие репродуктивных технологий. В итоге современная семья откладывает рождение детей или обращается к репродуктивным способам. Таким образом, на наш взгляд, государство подавляет естественную репродукцию людей. Это становится причиной естественной убыли населения.

Сделаем вывод, что обострение демографических проблем является следствием системного фактора, складывающегося из экономических, социальных, культурных проблем в России.

Обсуждение и заключения

Резюмируя вышеизложенное, сформулируем ряд выводов:

1) понятие «репродуктивные права» является условным и включает медико-социальную составляющую, где юридический аспект не обозначается. Таким образом, мы получаем характеристику без раскрытия самой сущности. В связи с этим предлагаем рассмотреть понятие репродуктивных прав в следующем аспекте: репродуктивные права – это юридические права и свободы, связанные с комплексом медицинских процедур и манипуляций, направленных на достижение беременности или ее предотвращение;

2) законодательство ряда зарубежных стран содержит нормы, закрепляющие репродуктивные права на конституционном уровне;

3) анализ нормативно-правовых источников свидетельствует, что при реализации своих репродуктивных прав человек сталкивается с пробелами и недочетами в законодательстве, что приводит к определенным правовым коллизиям;

4) поскольку репродуктивные процессы не могут отдельно существовать от права, в настоящее время есть все необходимые предпосылки для выделения репродуктивных прав в отдельную, самостоятельную группу прав человека. Полагаем, что юриспруденция должна взять на себя признание конституционного аспекта, проявляющегося в содержании субъективного права – права на жизнь;

5) предлагаем репродуктивные права рассмотреть как группу прав, вытекающих из естественных прав человека. В связи с этим полагаем необходимым включить в данную группу прав такие права, как право на жизнь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

References

1. Romanovskij G.B. Pravovaya ohrana materinstva i reproduktivnogo zdorov'ya: monografiya. Moskva: Prospekt, 2015. 216 s.

2. Plotnikova E.S. K voprosu o konstitucionnom zakreplenii reproduktivnyh prav i svobody reproduktivnogo samoopredeleniya v zarubezhnyh stranah: sravnitel'no-pravovoj analiz // Ex jure. 2022. № 1. S. 22 - 32. DOI:https://doi.org/10.17072/2619-0648-2022-1-23-32.

3. Maleina M. N. Zashchita lichnyh neimushchestvennyh prav sovetskih grazhdan: posobie dlya slushatelej nar. un-tov. Moskva: Znanie, 1991. 126 s.

4. Solov'ev E.G. Reproduktivnye prava kak elementy konstitucionnyh prava i svobod cheloveka i grazhdanina: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.02. Vladikavkaz, 2010. 22 s.

5. Maleina M.N. Chelovek i medicina v sovremennom prave: uchebnoe i prakticheskoe posobie. BEK, 1995.260s.

6. Kallistratova R. Rozhdaemost' i pravo.// Sovetskaya yusticiya. M.: Yurid. lit., 1971. № 2. S. 14 - 16.

7. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. 2-e izd. Moskva: Yurist", 2009. S. 179.


Login or Create
* Forgot password?