Impact of Subculture on Juvenile Delinquent Behavior
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: despite the fact that today scientists and practitioners have revealed the main causes and features of offenses in adolescence, this problem continues to exist and requires further resolution. This article discusses topical issues of the influence of youth subcultures on the behavior of adolescents. Materials and methods: the methodological basis of the study was general scientific and particular scientific methods of cognition, in particular, dialectical materialistic, comparative legal and formal logical methods of cognition. The materials of the study were the current Belarusian legislation, as well as published scientific papers on the research problem. Results: the exclusion of a subculture, the need for its features are analyzed, some types of youth subcultures are characterized. Particular attention is paid to the newly formed subculture «PMC Redan», which is included in the list of officially banned youth movements. Discussion and Sonclusions: conclusions are formulated that in most cases, youth subculture provokes illegal behavior among adolescents, devaluing the values and norms of official culture, planting their own rules and symbols in it. At the same time, the youth subculture acts as one of the means for self-affirmation, compensation for the failures of adolescents. The unlawful behavior of minors is expressed in unjustified risk, in the commission of actions of an extreme nature, the removal of moral and legal restrictions and prohibitions.

Keywords:
teenager; minor; delinquent; behavioral deviations; subculture; illegal behavior
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Одним из направлений создания благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка является борьба с противоправным поведением в подростковой среде. Широкий круг мероприятий, проводимых в последнее время в сфере воспитания подрастающего поколения, предполагает и повышение эффективности системы предупредительных мер специального характера. Важным звеном в этой работе является нейтрализация негативного влияния лиц, пропагандирующих нормы и ценности асоциальных субкультур, вовлекающих в свои ряды несовершеннолетних. Нередко в ходе постоянного и непосредственного общения в рамках субкультуры подросток усваивает антиобщественные взгляды, стремления, ориентации и т.д.

Обзор литературы

Изучению данной проблемы посвящены труды Е.В. Демидовой-Петровой, Н.Е. Колесниковой, С.И. Левиковой, М.А. Мазаевой, В.С. Пашина и других.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод познания. Дополнительно были использованы различные общие и частные научные методы, в первую очередь анализ и синтез, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Материалами исследования выступили действующее белорусское законодательство, а также опубликованные научные труды по проблеме исследования.

Результаты исследования

Учеными и практиками неоднократно отмечается, что появление и активное распространение новых современных социальных явлений в подростковой среде требует изучения, определения степени их общественной опасности, а также необходимости предупреждения их распространения. В настоящее время особое внимание следует обратить на криминологически значимые реалии, связанные с объединениями лиц, не достигших 18-летнего возраста, в молодежные субкультуры. В научной литературе под субкультурой понимается независимое целостное образование, которое отличается собственными ценностными обычаями, традициями и строем. Молодежные субкультуры оказывают непосредственное влияние на социализацию подростков, определяя тип сознания, потребностей и интересов, формируют своеобразные манеры поведения, стиль одежды, формы проведения досуга, а также собственное мировоззрение [1, с. 9-10].

Субкультура, в том числе и молодежная, имеет некоторые особенности:

- во-первых, это неформальное добровольное объединение с устойчивым интересом к определенной идее;

- во-вторых, в основе ее деятельности лежит потребность в самоутверждении и соперничестве [2, с. 193].

Согласно теории В. Тернера, молодежная субкультура создает пространство, в котором подростки могут чувствовать себя комфортно и быть полномочными субъектами, в то время как в семье или в школе они ощущают себя чужими. Молодежная субкультура обеспечивает для подростков некоторую стабильность, предоставляя широкий спектр ролей и ценностей [3].

Анализ исследований, посвященных данному вопросу, позволяет сделать вывод, что основной предпосылкой вступления несовершеннолетних в субкультуру является их стремление приобрести внешние атрибуты и характеристики, предоставляющие возможность выделиться из общей массы населения. При этом подростки, которые характеризуются отсутствием личностной самоидентификации, в субкультуре получают возможность разнообразить свой досуг в коммуникативной сфере.

Согласно отношению молодежных субкультур к общественным устоям и традициям, их принято разделять на относительно безопасные, близкие к опасным и социально опасные [4, с. 148].

К относительно безопасным субкультурам относятся:

- байкеры (любят скорость, мотоциклы и все, что с ними связано);

- готы (мрачное, депрессивное и мистическое восприятие мира, равнодушие к повседневности);

- эмо (противостоят несправедливости, самовыражаются выплеском эмоций и чувственного мироощущения);

- хип-хоп (уличная культура, подростки проявляют себя в танце и граффити);

- и другие.

Близкими к опасным считаются:

- футбольные фанаты (активные футбольные болельщики, которые в случае проигрыша любимой команды могут устраивать массовые беспорядки);

- панки (любители панк-рока, зачастую сочетают музыкальную деятельность с драками, битьем стекол и т.д.)

- и другие.

К социально опасным субкультурам вполне оправданно можно отнести следующие:

- скинхеды (пропагандируют пронацистские идеи, нападают на людей с другим цветом кожи, граждан без определенного места жительства, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации);

- сатанисты (противопоставляют себя христианской морали и этике, практикуют некрофилию, осуществляют насилие в отношении женщин и детей, приносят в жертву младенцев Сатане);

- гопники (малообразованные представители маргинальной молодежи, низкого социального статуса, не имеющие моральных ценностей, занимающиеся уличными грабежами и хулиганством);

- и другие.

Деморализованные организаторы социально-опасных субкультур пропагандируют насилие, причинение вреда слабому, удовлетворение собственных интересов, эгоизм, правовой нигилизм и т.п. Ценности таких субкультур включают элементы соответствующей символики, подтверждающей некоторые характеристики личности, а также определяющей принадлежность к той или иной субкультуре. Это, в частности, могут быть татуировки, жаргон, элементы одежды, прическа и т.д.

В целях привлечения радикально настроенных подростков в свои ряды организаторами социально опасных субкультур совершаются акции, носящие хулиганский и антиобщественный характер, в отношении идеологических противников с последующим их освещением в средствах массовой информации, а также в интернет-пространстве. При этом полагаем важным отметить, что именно подростки в большей степени склонны к антисоциальному поведению [1, с.29].

Обсуждение и заключение

В настоящее время особую актуальность в Республике Беларусь и Российской Федерации приобрела такая молодежная субкультура, как «ЧВК Редан»1. На первый взгляд, это безопасная субкультура, подразумевающая объединение подростков – любителей аниме в возрастной категории от 14 до16 лет.

«ЧВК Редан»2 образовалась после появления японского аниме Hunter x Hunter, рассказывающем об отряде элитных бойцов «Геней Редан», отличающихся особой символикой в виде пауков с двенадцатью лапками и цифрой «4» на спине. Именно такое изображение имеется на черных балахонах, которые носят подростки, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к данной субкультуре. Кроме того, обязательным элементом в их одежде являются клетчатые штаны. Многие подростки, относящие себя к «ЧВК Редан»3, делают татуировки с отличительной символикой и отращивают длинные волосы. В отношении идеологической составляющей подростки утверждают, что они ни в коем случае не пропагандируют никаких противоправных действий в виде насилия, суицида, терроризма и прочего, а сама аббревиатура «ЧВК» не имеет никакого отношения к частным военным компаниям4.

Однако известно, что подростки, входящие в субкультуру «ЧВК Редан»5, по призывам в социальных сетях собираются большими группами (численность которых достигает нескольких сотен) в публичных общественных местах (например, в торговых центрах), для того чтобы своими противоправными действиями дестабилизировать обстановку, провоцируя при этом драки, потасовки и другие нарушения общественного порядка. Кроме того, подростки из «ЧВК Редан» проявляют агрессию по отношению к футбольным фанатам, а также к лицам мужского пола, имеющим, по их мнению, женоподобный вид. Все свои действия «редановцы» снимают на видео с целью дальнейшего размещения видеороликов в глобальной сети Интернет для популяризации данной молодежной субкультуры6.

В начале 2023 года подобные массовые беспорядки с участием «ЧВК Редан»7 произошли в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Новосибирске и Казани, а 28 февраля 2023 года описанные «развлечения» достигли и Республики Беларусь. В частности, в Гомеле были задержаны и доставлены в участок 183 подростка. Необходимо отметить, что несовершеннолетние в возрасте до 16 лет в качестве наказания за свое противоправное поведение получили предупреждения с дальнейшей постановкой на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних для проведения с ними индивидуальной профилактической работы, а лица старше 16 лет были привлечены к административной ответственности. В свою очередь, организаторам массовых беспорядков грозит уголовная ответственность8.

Оперативно распространившаяся информация о движении «ЧВК Редан»9 привела к тому, что данной субкультурой заинтересовались подростки, которые ранее не знали о ее существовании, а вспышки агрессивного и противоправного поведения «редановцев» превратили любителей японского аниме в правонарушителей.

В целях профилактики и предупреждения новых фактов нарушения общественного порядка в местах массовых скоплений людей с участием подростков из «ЧВК Редан»10 сотрудники милиции и учителя в родительских чатах распространили информацию об опасности участия в подобных молодежных формированиях, призвав родителей, воспитывающих подростков, усилить контроль за их поведением в общественных местах, а также кругом общения в социальных сетях.

Подводя итог, приходим к выводу, что любая молодежная субкультура (даже относительно безопасная) девальвирует ценности и нормы официальной культуры, насаждая в ней свои правила и символику. При этом субкультура предоставляет подросткам возможность самоутвердиться, компенсировать собственные неудачи, привлекая неоправданным риском, участием в экстремальных ситуациях, снятием моральных и правовых ограничений и запретов, что в большинстве случаев приводит к противоправному поведению.

References

1. Demidova-Petrova E.V. Kriminologicheskaya harakteristika molodezhnyh subkul'tur kriminal'noy, v tom chisle ekstremistskoy, napravlennosti. Kazan': KYuI MVD Rossii, 2022. 81 s.

2. Piskunov S.G. Molodezhnaya subkul'tura (na primere rok-kul'tury) // Aktual'nye problemy ustoychivogo innovacionnogo razvitiya Respubliki Belarus': materialy nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov (Minsk, 25 aprelya 2008 g.). Minsk: BIP-S, 2008. S. 193 - 195.

3. Survilayte D.V. Dinamicheskie processy v molodezhnoy subkul'ture. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskie-protsessy-v-molodezhnoy-subkulture/viewer (data obrascheniya: 06.03.2023).

4. Levashova E.L. Tipologizaciya molodezhnyh subkul'tur v sovremennom rossiyskom obschestve // Izvestiya RGPU im. A.P. Gercena. 2012. № 150. S.147 - 151.


Login or Create
* Forgot password?