Genomic Testing and Genomic Expertise in Criminal Proceedings: Issues of Legal Regulation and Practice of Application
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the author analyses certain provisions of federal law on genomic registry, studies issues of prescribing and performing genomic testing. Materials and Methods: the study was conducted using dialectical and materialistic, logical, comparative and legal, system and structure approaches. The data of MIA of Russia on genomic testing in Russia and of performed genomic testing were the empirical basis for the study. Results: the author analyzes the law on genomic testing in Russia, justifies the importance of genomic testing in heavy and especially grave crimes. Discussion and Conclusions: the author suggests the amendments to federal law in terms of expanding the list of persons subject to mandatory genomic registration, introducing measures to incentivize voluntary genomic registration, and others.

Keywords:
Federal Law No. 242-FZ; compulsory and voluntary genomic registration; previously convicted persons; migrants; genomic expertise; biological materials
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

3 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», которым установлена обязательная геномная регистрация для следующих категорий лиц:

1. Осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

2. Неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.

Обязательной государственной геномной регистрации также подлежат неопознанные трупы.

Федеральным законом от 6 февраля 2023 г. № 8-ФЗ данный перечень был дополнен указанием на подозреваемых и обвиняемых по всем уголовным делам, а также лиц, которым в качестве административного наказания назначен административный арест. Под геномную регистрацию будут подпадать все без исключения осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, независимо от тяжести совершенного преступления. Ведение обязательной геномной регистрации осуществляется органами МВД России.

24 июня 2023 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1027 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

Материалы и методы

При проведении исследования использовались различные материалы и методы, в том числе диалектико-материалистический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы и другие. В качестве эмпирической базы исследования представлены отдельные сведения органов МВД России о геномной регистрации в Российской Федерации и проведенных геномных экспертизах.

Обзор литературы

Вопросы геномной регистрации и геномной экспертизы в Российской Федерации исследовались в научных трудах А.А. Мохова, С.Ю. Соловьевой, В.В. Кубанова, Е.Н. Холоповой, С.А. Чернышева, И.В. Цыганковой и др.

Указанные вопросы исследовались и в рамках договора о предоставлении гранта РФФИ в Томском государственном университете [1], что свидетельствует об их актуальности и востребованности.

Результаты исследования

Успешное расследование убийств, в особенности серийных, невозможно без современных экспертных исследований, одним из которых сегодня является геномная экспертиза биологических материалов человека. Благодаря результатам геномной экспертизы был вычислен и задержан серийный убийца в Ангарске, находившийся в розыске 18 лет. Аналогичные дела – серийные убийства пожилых женщин в Приволжском федеральном округе, дело Птицына в Татарстане – также были раскрыты благодаря геномной экспертизе.

Зарубежный опыт свидетельствует, что базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1% от общего количества населения страны. Пока в Российской Федерации всего 0,6% граждан находятся в базе геномной регистрации. За последние 10 лет в федеральную базу данных геномной информации поставлено на учет более 20 тысяч генотипов осужденных лиц, представленных из учреждений УФСИН по Республике Татарстан. За счет новых категорий, предусмотренных ФЗ № 8-ФЗ (подозреваемые, обвиняемые, административно арестованные), объем геномной регистрации должен возрасти до 3,5% от общего количества населения Российской Федерации1.

Эффективность раскрываемости преступлений напрямую зависит от объема хранящейся в федеральной базе данных ДНК-информации [2].

Многие ученые и практики поддерживают не только расширение перечня лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, но и введение всеобщей геномной регистрации в России, ссылаясь в первую очередь на зарубежный опыт [3, 4, 5]. Например, Исландия ввела полную геномную регистрацию всего населения.

На наш взгляд, задачей государственной важности является увеличение охвата граждан геномной регистрацией. В первую очередь речь идет о гражданах других государств, прибывающих в Российскую Федерацию.

В настоящее время в России значительное количество преступлений совершается как самими мигрантами, так и в отношении мигрантов. Иностранные граждане становились потерпевшими и по ряду дел о серийных убийствах. Безусловно, введение обязательной геномной регистрации для граждан иностранных государств является целесообразным [6]. Отметим, что ДНК-анализ начал широко применяться в 1985 году в Великобритании именно с целью идентификации мигрантов [7].

В научной литературе указывается на необходимость ДНК-дактилоскопирования в условиях локальных вооруженных конфликтов, в связи с испытаниями оружия, военной техники, сопровождающихся гибелью военнослужащих [8].

Обязательной геномной регистрации подлежат и сотрудники силовых подразделений, спасатели и другие лица, профессии которых связаны с риском для жизни.

В связи с проведением специальной военной операции крайне актуальными становятся вопросы геномной регистрации лиц, призванных на военную службу по мобилизации, военнослужащих и добровольцев, а также жителей территорий, которые входят в зону боевых действий, приграничных территорий.

В связи с этим обратим внимание, что, в соответствии с Федеральным законом № 144-ФЗ от 28 апреля 2023 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, дополнен указанием на граждан Российской Федерации, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Также целесообразно предусмотреть обязательную сдачу биоматериалов при выезде граждан России в другие страны, например, на работу, учебу – при получении заграничного паспорта, визы. С учетом происходящих за рубежом трагедий, стихийных бедствий, аварий и т.д. это становится необходимым.

Кроме этого, практически не проводится работа по добровольной государственной геномной регистрации. Сегодня можно было бы получать биоматериалы у иностранных граждан в рамках добровольной геномной регистрации. На наш взгляд, при соответствующей разъяснительной работе они не откажутся от такой процедуры. При этом отметим, что Федеральный закон
№ 242-ФЗ предусматривает плату за проведение добровольной государственной геномной экспертизы (ст. 8 закона). На наш взгляд, данную регистрацию необходимо сделать бесплатной.

Значительное увеличение количества лиц, охваченных обязательной и добровольной геномной регистрацией, несомненно, будет способствовать увеличению раскрываемости преступлений, в том числе и серийных убийств.

При рассмотрении данного вопроса целесообразно обратиться к опыту иностранных государств. Например, в Нидерландах постановление об анализе ДНК издается генеральным прокурором автоматически в отношении отдельных категорий лиц (совершивших серьезные уголовные преступления определенной тяжести, получивших определенные виды наказаний), установлен срок хранения ДНК – 30 лет (серьезные преступления), 20 лет (менее серьезные преступления); постановление об анализе ДНК можно оспорить в суд, подав ходатайство о вынесении судебного запрета и т.д.

Геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности. При этом проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство [9].

Прохождение лицом обязательной геномной регистрации означает произвольное вмешательство в личную жизнь человека. Геномная регистрация касается сведений о биологических особенностях человека, что относится к персональным данным. Люди обоснованно опасаются, что при обработке, хранении, использовании этих данных могут быть нарушены их права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В связи с этим актуальным становится вопрос об обеспечении публичных и личных интересов.

Утечка ДНК-информации может создать угрозу и национальной безопасности. Объектом угрозы может стать как конкретный человек, так и все население Российской Федерации [10].

Вполне очевидно, что человек, добровольно прошедший геномную регистрацию, в любое время может обратиться с заявлением об уничтожении полученной у него геномной информации. И каких-либо оснований отказывать ему в этом не имеется.

Особенно важно, чтобы условия учета, хранения, передачи, использования, обработки и уничтожения биологических материалов и результатов обработки полученной геномной информации исключали возможность их утраты, повреждения, искажения, несанкционированного доступа к ним и передачи посторонним лицам. После внесения в соответствующие базы все сведения о геномной регистрации, геномных экспертизах становятся конфиденциальной информацией.

При применении обязательной геномной регистрации и в последующем проведении геномной экспертизы человек изучается не столько как личность, а как биологическая система, носитель информации биологической природы, а также источник следов и других объектов биологического происхождения [11].

В то же время обязательная геномная регистрация преследует законные цели: расследование, уголовное преследование и судебное рассмотрение серьезных уголовных преступлений и защиту прав других лиц, в том числе потенциальных жертв насилия или преступлений на сексуальной почве.

Для проведения геномной экспертизы необходимы биологические материалы, которые необходимо обнаружить и изъять при осмотре места происшествия. Современные методы исследования ДНК позволяют проводить геномную экспертизу с высокой точностью и в достаточно короткие сроки даже при минимальном количестве биологического материала. Биологические материалы, как правило, не видны невооруженным глазом. Традиционно осмотр места происшествия по убийствам проводится с участием судебно-медицинского эксперта. Участвующие в осмотре места происшествия эксперты-криминалисты обладают, в том числе, и навыками по обнаружению и изъятию биологических следов. В особо сложных случаях целесообразно обеспечить участие в осмотре места происшествия узкого специалиста: биолога-генетика. Именно он может обнаружить невидимые биологические следы и обеспечить чистоту забора материала. Это необходимо не только по делам об убийствах, особо тяжких и тяжких преступлениях против личности, половых преступлениях. Биологические следы преступник может оставить, например, при квартирной краже и т.д.

В последние годы правоохранительными органами, в частности Следственным комитетом Российской Федерации, уделяется значительное внимание нераскрытым преступлениям, приостановленным уголовным делам прошлых лет. Сегодня прокуроры обращаются к архивным материалам уголовных дел и ставят вопросы о проведении экспертиз, проверке следов, вещественных доказательств по различным базам учетов.

Положительные результаты дают тщательное изучение уголовных дел, ревизия вещественных доказательств, повторное проведение экспертиз. Биологические следы – кровь, слюна, сперма – сохраняются долго. Например, в Казани было приостановлено уголовное дело об изнасиловании. При осмотре места происшествия была изъята палка. Спустя долгое время после изучения приостановленного уголовного дела эту палку направили на геномную экспертизу. На палке были обнаружиены следы крови преступника. Анализ результатов геномной регистрации показал, что следы совпали с генотипом осужденного, находящегося в базе геномной регистрации. Преступление было раскрыто.

По многим уголовным делам прошлых лет об убийствах проводились различные биологические исследования. В настоящее время, на наш ьвзгляд, необходимо повторное проведение экспертиз по этим же вещественным доказательствам с учетом того, что экспертные возможности значительно расширились. Следовательно, следы, которые не могли быть обнаружены и установьлены 20 лет назад, возможно определить в настоящее время. Органы Следственного комитета и прокуратуры сегодня активно занимаются данным вопросом.

Обсуждение и заключение

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. № 97 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» в качестве одной из задач определено осуществление генетической паспортизации населения и формирование генетического профиля населения.

Постановка указанной задачи, дальнейшее постепенное расширение охвата населения России обязательной геномной регистрацией вполне очевидно свидетельствуют о движении российского государства в направлении всеобщей геномной регистрации.

Работу по обеспечению добровольной геномной регистрации могут проводить органы МВД России в отношении различной категории лиц (например, лиц, совершивших административные правонарушения и получивших административное наказание не в виде административного ареста). Для этого требуется внесение соответствующих изменений в ФЗ № 242 либо издание специального ведомственного нормативного акта.

Полагаем, необходимо внести изменения в Федеральный закон № 242-ФЗ в части расширения категорий лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, а также введения мер, поощряющих добровольную геномную регистрацию. Следует в законе предусмотреть случаи, когда добровольная геномная регистрация проводится бесплатно (например, когда в связи с безвестным исчезновением гражданина и обнаружением неопознанного трупа у родственников берут образцы ДНК и др.).

References

1. Pravovoe regulirovanie genomnyh issledovaniy i prakticheskoe ispol'zovanie ih rezul'tatov v Rossii: sbornik statey / pod red. O.I. Andreevoy. Tomsk: Izd-vo Tomskogo gos. universiteta, 2022. 100 s.

2. Chernyshev S.A. Cygankova I.V. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya Federal'nogo zakona «O gosudarstvennoy genomnoy registracii v Rossiyskoy Federacii» // Nauchnye vedomosti Bel GU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2016. № 3 (224). S. 161.

3. Solov'eva S.Yu. Vseobschaya genomnaya registraciya v Rossii: aktual'nye problemy i puti ih resheniya // Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2018. № 4 (21). T. 3. S. 345-348.

4. Popova T.A., Sergeev A.B. Federal'naya baza dannyh genomnoy informacii v sisteme obespecheniya balansa chastnyh i publichnyh interesov v ugolovnom sudoproizvodstve // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2017. № 1 (39). S. 132-139.

5. Panova A.A., Sokolov A.F. Vseobschaya genomnaya registraciya: pro et contra // Enciklopediya sudebnoy ekspertizy. 2014. № 1 (3). S. 5-35.

6. Gil'debrant I.M. Osobennosti ispol'zovaniya daktiloskopicheskoy i genomnoy registracii pri raskrytii i rassledovanii prestupleniy, sovershaemyh inostrannymi grazhdanami // Nauchnyy daydzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2021. № 3 (12). S. 31-36.

7. Mohov A.A. Genomnaya registraciya v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2020. T. 15. № 7 (116). S. 103-113. DOI:https://doi.org/10.17803/19941471.2020.116.7.103-113

8. Ryvkin S.Yu. Kriminalisticheskie osnovy primeneniya DNK-issledovaniy // Pravo i praktika. Moskva: NII IEP. 2023. № 2. S. 92-97. DOI:https://doi.org/10.24412/2411-2275-2023-2-92-97

9. Ogurcova M.A., Kubanov V.V. Narushaet li genomnaya registraciya prava osuzhdennyh? // Raboty chlenov studencheskogo nauchnogo obschestva SYuI FSIN Rossii. Samara. 2018. S. 79-82.

10. Burlin I.S., Kalas O.V. K pravovomu voprosu vvedeniya obyazatel'noy edinoy sistemy genomnoy registracii // Nauka cherez prizmu vremeni. 2018. № 12 (21). S. 160-162.

11. Holopova E.N. Obyazatel'naya genomnaya registraciya i problemy ee vnedreniya v Rossii // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2018. № 12 (127). S. 263-269.


Login or Create
* Forgot password?