Scientific Support for Anti-Corruption Policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Jointly with Civil Society Institutions
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: this article analyses the potential for scientific support in the Ministry of Internal Affairs of Russia's anti-corruption policy in collaboration with civil society institutions. It explores the terminology and opportunities for this joint effort, which require scientific and methodological development. This article proposes practical measures to enhance the scientific support for anti-corruption efforts of the Ministry of Internal Affairs of Russia in collaboration with civil society institutions. The article aims to increase the effectiveness of anti-corruption activities. Materials and Methods: the study is based on the works of Russian scientists on scientific support for law enforcement activities, regulatory legal acts, and formal data of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study was based on the dialectical method of scientific knowledge of social phenomena, which reflects the link between theory and practice. The legal, comparative legal, and logical legal methods were also employed. Results: during a scientific study of the synergy between authorized units of the Ministry of Internal Affairs of Russia and civil society institutions to combat corruption, proven forms of joint activity were implemented, and appropriate recommendations for their practical application were developed. Discussion and Conclusions: objectively substantiated proposals to optimize and streamline the joint activities of authorized units of the Russian Ministry of Internal Affairs and civil society institutions will enable the full and effective implementation of all anti-corruption measures envisaged by the anti-corruption law.

Keywords:
Ministry of Internal Affairs of Russia; internal affairs bodies; civil society institutions; scientific support; anti-corruption; law enforcement
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Научное обеспечение реализации государственной антикоррупционной политики МВД России имеет междисциплинарный характер, поскольку определяется потребностью выработки смежных научных категорий в рассматриваемой сфере. Междисциплинарный подход к научному обеспечению противодействия коррупции требует решения многих сложных вопросов, среди которых постановка научных задач фундаментального и прикладного характера; согласование научных методов различных отраслей науки, координации усилий ученых и правоприменителей; сочетание общенаучных и специальных методов исследования; выработка правовых и неправовых средств противодействия коррупции; проведение научно-практических конференций для их всестороннего обсуждения.

Организация противодействия коррупции как одно из ключевых направлений правоохранительной деятельности подразумевает применение системного подхода, основанного на объективности и беспристрастности, включающего такие параметры, как правовое регулирование, координация усилий задействованных субъектов, мониторинг и оценка эффективности применяемых антикоррупционных мер и др. Реализация указанных мер, среди которых следует особо выделить правовое регулирование правоохранительной деятельности, формирует сложные общественные отношения, требующие дополнительного упорядочивания, и без научных разработок в данном вопросе не обойтись.

Научное обеспечение правового регулирования правоохранительной деятельности и управления данной сферы является одним из необходимых факторов ее способности выполнять возложенные на нее задачи в полном соответствии с современными требованиями общества. Соответственно, раскрывая сущность научного обеспечения рассматриваемого процесса, необходимо вести речь о его научно-методическом обеспечении, учебно-методическом и организационно-методическом сопровождении, которое должно иметь «сквозной» характер. Полагаем, научно-методическое обеспечение является ключевым. В идеале оно предшествует появлению новаций, изменений, реорганизаций, сопровождает все этапы правоохранительной деятельности и даже выходит за ее рамки, оценивая тот или иной фактор в ретроспективе. Соответственно, научно-методическое обеспечение – это необходимое направление, сопроводительное обеспечение правоохранительной деятельности во всех ее направлениях и аспектах, в том числе и в вопросах взаимодействия с иными субъектами [1].

Обзор литературы

Феномен коррупции как сложное социальное явление изучается различными отраслями социально-гуманитарных наук (философией, правом, социологией и др.), даже отдельно в рамках правовой науки выступает межотраслевым предметом изучения связанных с ней общественных явлений (историко-правовые, государственно-правовые, уголовно-правовые и др.), поскольку это связано с ее проникновением в самые разнообразные сферы общественных отношений. Вопросам научного обеспечения правоохранительной деятельности, противодействия коррупции органами публичной власти совместно с институтами гражданского общества посвящены научные труды В.В. Астанина, Р.Р. Алиуллова, Б.Я. Гаврилова, И.Е. Ильичева, П.А. Кабанова, Е.В. Киричёка, A.M. Кононова, Ю.Г. Наумова, Ю.А. Тихомирова, Ю.В. Трунцевского, А.Д. Ульянова, Т.Я. Хабриевой и других ученых.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили принятые в юридической науке общенаучные принципы познания социальной действительности, а также общенаучные (диалектический метод познания, формально-логический, моделирование, абстрагирование и конкретизация и др.) и специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой и логико-юридический методы и др.) методы познания.

Комплекс используемых методов познания в сочетании с приемами логики и аргументации позволил учесть сложность и многогранность исследуемых общественных отношений, на основе полученных знаний и выводов сформулировать предложения по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования

Сложившиеся в системе МВД России правовые и организационные основы противодействия коррупции представляют собой «самостоятельную и вполне современную комплексную технологию» [2, с. 30]. Система противодействия коррупции МВД России входит в состав государственной антикоррупционной системы в качестве ведомственного блока, а министерство осуществляет эту деятельность в пределах своих полномочий, утвержденных Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п. 84, ст. 11)1. Указанная система включает в себя три базовых элемента: 1) правовую основу противодействия коррупции в ОВД; 2) организационную структуру противодействия коррупции в ОВД и 3) систему мониторинга и анализа [2, с. 30].

В связи с этим МВД России, в соответствии с Положением о МВД России, при осуществлении своих полномочий обеспечивает внедрение в свою деятельность современных достижений науки, техники и положительного опыта (п. 92 ст. 11), имеет право привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (п. 4 ст. 12).

Закрепленный в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем обусловливает актуальность вопроса научного обеспечения правоохранительной деятельности МВД России, заложив тем самым тенденцию внедрения в правоприменительную практику новейших научно-технических разработок, прежде всего в сфере выявления, раскрытия и расследования преступлений.

Приказ МВД России от 28.04.2023 № 260 «Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России» определяет научное обеспечение деятельности МВД России как комплекс осуществляемых в установленном порядке посредством реализации научной и научно-технической деятельности в системе министерства мероприятий, направленных на получение и применение новых знаний, научных и научно-технических результатов в сфере деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД) в целях повышения ее эффективности (п. 2.1)2. Под научной (научно-исследовательской) деятельностью в системе МВД России понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, научных результатов в сфере деятельности ОВД (п. 2.2), которая включает следующие научные исследования: фундаментальные – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды (п. 2.2.1); прикладные – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, возложенных на ОВД, и определяющие возможные пути использования результатов фундаментальных исследований (п. 2.2.2); поисковые – исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ (п. 2.2.3).

Научная и научно-техническая деятельность в системе МВД России требует соответствующей организации, вышеуказанным ведомственным приказом определены оптимизация и упорядочивание последовательного процесса планомерной подготовки и проведения мероприятий по научному обеспечению деятельности ОВД, оценке и учету полученных результатов (п. 2.6). Однако приведенное выше определение научной и научно-исследовательской деятельности не конкретизирует особенности данного процесса. По мнению А.Д. Ульянова и М.Н. Никитина, научное обеспечение организации ОВД понимается как постоянный, проходящий при строжайшем соблюдении требований законодательства процесс совершенствования оперативно-служебной деятельности, основанный на новейших достижениях науки и практики, имеющий своей целью повышение результативности (продуктивности) труда и призванный содействовать его экономии [3].

Бадин А.А. справедливо отмечает, что, помимо проблем теоретического характера, связанных с обеспечением терминологической чистоты, остаются пробелы и коллизии в правовом регулировании научного обеспечения правоохранительной деятельности органов внутренних дел, которые негативно влияют на ее организацию и эффективность [4]. Концепция научного обеспечения деятельности ОВД РФ на период до 2030 года3 (далее – Концепция) выступает ведомственным документом стратегического планирования, определяющим цель, задачи, принципы, направления, меры, этапы и ожидаемые результаты совершенствования научного обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД. Концепция определяет научное обеспечение системы МВД России как осуществляемые в установленном порядке в интересах ОВД сотрудниками образовательных и научных организаций системы МВД России теоретические и прикладные научные исследования, результаты которых имеют научно-практическое значение и внедряются в управленческую практику, конкретную оперативно-служебную деятельность, образовательный и научный процессы (п. 1 ст. 4). Своевременно выявлять и отрабатывать возникающие проблемы в сфере деятельности ОВД позволяет имеющийся механизм мониторинга нормативных правовых актов, регламентирующих данную область (ст. 6). Результаты научных исследований способствуют достижению стратегических целей развития системы МВД России, в том числе по вопросам совершенствования законодательства и ведомственных НПА, а также порядку их применения. Правовые научные исследования востребованы практикой (ст. 7); отмечается, что практика испытывает острый недостаток в научно-методических материалах по противодействию новым угрозам и вызовам (ст. 13.1).

Эффективное осуществление оперативно-служебной деятельности, а также своевременное реагирование правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел достигается должным уровнем правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России. 21 декабря 2021 г. МВД России утверждены Приоритетные направления правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России на период с 2022 по 2026 год4 (далее – Приоритетные направления), обусловленные необходимостью дальнейшей, основанной на накопленном положительном опыте реализации программно-целевых инструментов, совершенствования функционирования системы МВД России в условиях решения сложных комплексных задач по обеспечению общественной безопасности и противодействия преступности. Совершенствование правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России является одним из первостепенных, значимых факторов, успешного решения стоящих перед ОВД задач (п. 4 гл. 1). Возросла эффективность деятельности ОВД с развитием правовых основ противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь коррупции (п. 9 гл. 1).

Одной из закрепленных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2022 – 2026 годах является совершенствование нормативно-правового регулирования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступлениям в области коррупции (пп. 2 п. 4 гл. 2). Среди ожидаемых результатов реализации Приоритетных направлений закреплена модернизация правовых механизмов противодействия коррупции (п. 3 гл. 5).

В ходе научного обеспечения правового регулирования совместной антикоррупционной деятельности ОВД с институтами гражданского общества рассматриваются вопросы внедрения в практическую деятельность научно обоснованных проектов правовых актов, методических материалов, образовательных программ и т.д. Это достигается путем проведения научно-исследовательской, экспериментальной, прогностической и иной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что под научно-методическим обеспечением правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию коррупции следует понимать основанную на общенаучных и специальных методах познания систему практико-ориентированных научно-исследовательских мероприятий, направленных на оптимизацию правового, организационного, информационного, методического и иного сопровождения совместной деятельности посредством нормотворчества в целях повышения ее эффективности.

Данный процесс может быть воплощен в результате реализации комплекса мероприятий: разработки Программы научного обеспечения противодействия коррупции, научно обоснованной специализированной образовательной программы; на основе изучения зарубежного опыта рассмотрения возможности его внедрения в отечественную правоохранительную практику; совершенствования критериев оценки эффективности противодействия коррупции; разработки и модернизации нормативных правовых актов, регламентирующих механизм противодействия коррупции; подготовки и издания методических материалов.

Система научно-методического обеспечения правового регулирования противодействия коррупции включает современные достижения науки. При этом следует учитывать, что научно-методическое обеспечение правового регулирования исследуемой деятельности – это не изолированная сфера, в которой функционируют исключительно специфические закономерности, развиваются те или иные события или факторы. Противодействие коррупции, как и другие направления правоохранительной деятельности, основано на широких коммуникациях, выполнении специфических задач его субъектами и нацелено на достижение только социально-ожидаемого результата. Объясняется это в первую очередь той целью, ради которой эта деятельность вообще организуется. Целью противодействия коррупции является не совокупность проводимых антикоррупционных мероприятий, а достижение положительных результатов воздействия на коррупцию в соответствии с социальным запросом. Следовательно, научно-методическое обеспечение её правового регулирования должно не только предметно касаться самого содержания осуществляемой субъектами противодействия коррупции, но и выходить за его рамки, учитывать достижения других областей научного социального знания.

Научное обеспечение правового регулирования объединения усилий уполномоченных подразделений МВД России и институтов гражданского общества по противодействию коррупции направлено на сопровождение этой деятельности во всех направлениях указанной сферы: правовые и организационные аспекты совместной работы субъектов, преодоление проблемных вопросов, разработка практических рекомендаций для повышения результативности решаемых задач. В ходе данного процесса рассматриваются вопросы внедрения в практическую деятельность научно обоснованных проектов правовых актов, методических материалов, образовательных программ и т.д. Для этого осуществляется научно-исследовательская, экспериментальная, прогностическая и другая деятельность.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой востребованности среди практических работников наглядных, доступных для восприятия методических материалов по актуальным формам сотрудничества органов внутренних дел с общественными структурами при решении оперативно-служебных задач. В связи с этим весьма востребовано изучение и описание оправдавших себя на практике форм совместной деятельности с институтами гражданского общества в противодействии коррупционным проявлениям.

В свете обозначенных проблем следует отметить, что действующий Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы5 (далее – Национальный план) во многом посвящен обеспечительным вопросам антикоррупционной политики; в первую очередь обращает на себя внимание блок мероприятий, направленный на антикоррупционное просвещение (глава 12), среди которых следует выделить систему мер, включающую проведение: научных исследований актуальных вопросов противодействия коррупции на междисциплинарной основе (п. «а» ст. 32), семинаров педагогических работников образовательных организаций относительно дополнительных профессиональных программ в области противодействия коррупции (п. «б» ст. 32), всероссийского семинара представителей СМИ относительно популяризации социальной антикоррупционной рекламы и других подобных информационно-просветительских мероприятий с реализацией разработанных рекомендаций (п. «в» ст. 32), международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий (п. «а» ст. 36), научно-практической конференции для работников образовательных (научных) учреждений «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях (п. «б» ст. 36); рассмотрение вопроса об открытии в образовательных организациях высшего образования программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность» (п. «в» ст. 36), разработку дополнительных профессиональных программ по противодействию коррупции (п. «а» ст. 34), подготовку методических рекомендации относительно антикоррупционного просвещения и антикоррупционных стандартов (п. «б» ст. 34), обеспечение разработки программы антикоррупционного просвещения населения (п. «г» ст. 36), активности чиновников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в профессиональном развитии в данной сфере, включая прохождение обучения по соответствующим дополнительным профессиональным программам (п. «а» ст. 39).

Отдельно в Национальном плане предусмотрены меры по дополнительному расширению участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции» (глава 13), которая для целей настоящего исследования включает систему мер по: проведению анализа практики рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан и организаций
по коррупционным фактам, принятия по ним мер реагирования, с представлением предложений совершенствования правового регулирования этой сферы (ст. 40), эффективности участия субъектов общественного контроля в противодействии коррупции с подготовкой предложений повышения эффективности участия данных субъектов (п. «а» ст. 41), подготовке предложений мер стимулирования и расширения участия граждан, общественных объединений (некоммерческих организаций) в области противодействия коррупции (п. «а» ст. 41), подготовке предложений системного привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и движений к противодействию коррупции и антикоррупционному просвещению (п. «г» ст. 41), обеспечению включения при ротации в составы общественных советов представителей некоммерческих организаций, связанных с противодействием коррупции (ст. 42).

Также Национальный план ориентирует правоохранительные органы на новые вызовы коррупции, связанные с цифровыми технологиями (глава 16) по подготовке: предложений совершенствования правового регулирования выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности, связанных с цифровыми финансовыми активами, иными цифровыми правами, цифровой валютой, с обнаружением, арестом и последующим возвращением потерпевшим и (или) обращением в доход государства указанных цифровых активов, полученных (либо преобразованных в них) в результате совершения этих преступлений (ст. 50), аналитического отчета о новых проявлениях коррупции, связанных с использованием цифровых технологий (ст. 51).

Наблюдая общую тенденцию распространения киберпреступлений, перемещение многих общественных отношений в виртуальное пространство, в том числе и деструктивных, следует учитывать необходимость детального изучения коррупционных проявлений в цифровом мире, и без соответствующих научно-методических разработок в данном направлении не обойтись. Научно-методическое сопровождение в новых реалиях касается как правовой регламентации сотрудничества исследуемых субъектов, так и рекомендаций по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений.

Обсуждение и заключение

В целях повышения уровня знаний сотрудников, осуществляющих противодействие коррупции, преодоления дефицита соответствующих методических разработок, правового регулирования организации совместной деятельности с институтами гражданского общества, разработки критериев оценки исследуемого сотрудничества научно-методическое обеспечение правового регулирования совместной деятельности весьма актуально и требует решения многих вопросов. Данный процесс может быть воплощен в реализации комплекса мероприятий: разработки организационно-правового механизма; научно обоснованной специализированной образовательной программы; на основе изучения зарубежного опыта рассмотрения возможности его внедрения в отечественной правоохранительной практике; разработки критериев оценки эффективности сотрудничества; разработки и модернизации нормативных правовых актов, регламентирующих механизм сотрудничества; подготовки и издания методических материалов.

В целях повышения качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции Планом МВД России по противодействию коррупции на 2021 – 2024 годы предусмотрена организация и проведение занятий с сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками органов, организаций, подразделений МВД России, в том числе в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по доведению требований по соблюдению ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (п. 2.7.1).

Предлагаем следующие направления совершенствования научно-методического обеспечения правового регулирования сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции6:

1. Реализация программы дополнительного профессионального повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел «Современные механизмы сотрудничества органов внутренних с институтами гражданского общества по противодействию коррупции», ориентированной на практических работников, выполняющих должностные обязанности по противодействию коррупции в целях повышения теоретического уровня, получения новых знаний, умения их практического применения. Модули программы:

1) сущность, содержание и основные принципы сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию коррупции на современном этапе;

2) правовое обеспечение сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию коррупции;

3) особенности организации сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию коррупции;

4) оценка эффективности сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию коррупции.

2. Подготовка методических рекомендаций «Организация сотрудничества органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции». Основные цели: получение сотрудниками необходимых знаний, навыков и умений практического использования современных механизмов совместного противодействия коррупции. Структура методических рекомендаций включает разделы, предусмотренные вышеуказанной программой повышения квалификации, и раскрывает их содержание.

Программа является составным элементом воплощения в жизнь научно обоснованных рекомендаций правового регулирования и совершенствования сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию коррупции. Методические рекомендации предназначены для успешного освоения предложенной программы и получения практических рекомендаций по реализации процесса сотрудничества с институтами гражданского общества7.

Различные аспекты противодействия коррупции (как правовые, так и неправовые) подтверждают крайнюю сложность противостояния этому негативному социальному явлению. Проблемы практической реализации государственных реформ в последние десятилетия во многом объясняются слабой научно-методической разработкой их теоретического и правового обоснования. Немало оставшихся проблемных вопросов требуют глубокого научного изучения и рекомендаций по их практическому решению, прежде всего связанных с прогнозом развития правого регулирования исследуемой сферы, ее совершенствования в законотворчестве и правоприменительной практике.

References

1. Bajdil'dina R.K. Organizacionno-pravovoj mekhanizm vzaimodejstviya sluzhby probacii Ministerstva vnutrennih del Respubliki Kazahstan s inymi pravoohranitel'nymi organami i organami ispolnitel'noj vlasti obshchej kompetencii regional'nogo i rajonnogo urovnej: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.11 – Sudebnaya deyatel'nost', prokurorskaya deyatel'nost'; pravozashchitnaya i pravoohranitel'naya deyatel'nost'. Moskva, 2021. 289 s.

2. Il'ichev I.E. MVD Rossii v sisteme protivodejstviya korrupcii // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2019. № 1. S. 28 – 42.

3. Ul'yanov A.D., Nikitin M.N. Organizaciya deyatel'nosti rukovoditelya territorial'nogo organa MVD Rossii. Moskva, 2015. 107 s.

4. Badin A.A. Problemy organizacii nauchnogo obespecheniya pravoohranitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020. № 2 (41). S. 100 – 103.


Login or Create
* Forgot password?