Participation of a Constituent Entity of the Russian Federation in the Public Diplomacy of the State (on the Example of the Republic of Bashkortostan)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the paper is devoted to the study of the participation of the constituent entity of the Russian Federation in the public diplomacy of the state as a form of cooperation with other states. The authors review the regulatory and legal framework of this activity as well as actors of the federal and regional levels. Currently, the involvement of Russian regions in the public diplomacy varies greatly. The urgency of the topic is due to the need to study and broadcast the positive experience of advanced constituent entities of the Russian Federation. Materials and Methods: the author studied regulatory acts on the participation of constituent entities of the Russian Federation in foreign economic activity, the Russian Council on International Affairs reports, statistics, information posted on the official web sites, and scientific literature. In the research process, the author used legal-historical, comparative legal, and statistical methods of scientific analysis. Results: the participation of the constituent entities of the Russian Federation in the public diplomacy of the state has a thorough legal framework and is carried out primarily through foreign economic activity. The Republic of Bashkortostan has developed an integral system of participation of the republican business in export activities, which allowed the republic to become one of the top five Russian regions in this area. The Export Support Center of the Republic of Bashkortostan and the Representative Office of the “Russian Export Center” in Ufa facilitate the implementation of the public diplomacy in Bashkortostan. Significant assistance is provided by the Representative Office of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation in Ufa. Bashkortostan transmits its foreign policy discourse through the Office of the Embassy of the Republic of Belarus in the Russian Federation in Ufa, the Consulate General of the Republic of Tajikistan in Ufa, through honorary consuls: Honorary Consul of the Republic of Kazakhstan in Ufa, Honorary Consul of the Kyrgyz Republic in Ufa, Honorary Consul of the Republic of Bulgaria in Ufa, Honorary Consul of the Italian Republic in Ufa. Discussion and Conclusions: the authors conclude that the participation of the constituent entities of the Russian Federation in the public diplomacy of the state should become a priority for the heads of regions. Cooperation with the member states of the main integration associations should be considered as a priority: within the framework of the Union State of Russia and the Republic of Belarus, the Eurasian Economic Union, the CIS, the SCO and BRICS. Areas with potential for the development of public diplomacy are cooperation in scientific, educational, cultural, humanitarian, digital and sports spheres.

Keywords:
state; constituent entity of the federation; public diplomacy; foreign economic activity; non-resource exports
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Участие субъектов Российской Федерации в публичной дипломатии государства с точки зрения теории права является одной из форм реализации внешней функции сотрудничества с другими государствами.

Публичная дипломатия – понятие, введенное в научный оборот в 1965 г. американским дипломатом Э. Галлионом, деканом Школы права и дипломатии им. Флетчера при Университете Тафтса. Смысл ее заключается в мягком воздействии на зарубежную аудиторию в целях положительного восприятия внешней политики государства. Значение публичной дипломатии стало возрастать в условиях развития институтов гражданского общества, информационных технологий, обеспечивающих вовлечение в международные дела значительной части человечества.

В России проблематика публичной дипломатии стала предметом особого внимания в начале XXI столетия. Ее различные аспекты нашли отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 года, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации 2000 года, были отмечены Президентом России Владимиром Путиным на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей в 2004 году [1, с. 327].

Материалы и методы

Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, нормативные правовые акты, регламентирующие участие субъектов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности, доклады Российского совета по международным делам, статистические данные, информация, размещенная на официальных сайтах Президента Российской Федерации Владимира Путина, министерств и ведомств. При подготовке статьи использовались историко-правовой, сравнительно-правовой и статистический методы научного анализа.

Результаты исследования

Определению понятия «публичная дипломатия» в отечественной литературе уделено достаточное внимание. В частности, Е.К. Березина подробно рассмотрела точки зрения российских исследователей, которые, признавая вклад Джозефа Найя, сформировавшего свою концепцию «мягкой силы», подразумевавшую, что публичная дипломатия является неким инструментом «мягкой силы», подчеркивают, что в России сложилась своя специфика интерпретации «публичной дипломатии», которая имеет исторические корни со времен Советского Союза и связана, прежде всего, с общественной (народной) дипломатией [2, с. 27-28].

Авторы экспертного обзора российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг. «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России: доклад 52/2020» исходят из того, что публичная дипломатия – это «система институтов и механизмов, задача которых состоит в создании привлекательного образа страны (в рамках реализации концепции мягкой силы) и в сопровождении внешнеполитической деятельности государства, через которые осуществляется работа с зарубежной аудиторией в рамках реализации внешнеполитических целей и в данном случае и общественная дипломатия, и международное культурно-гуманитарное сотрудничество являются частью этой системы, одними из направлений работы. При этом общественная дипломатия никак не может заменить систему публичной дипломатии, потому что это совершенно разные категории (общественная дипломатия – это одно из направлений работы системы публичной дипломатии)»1. Однако мы должны признать, что в общественно-политической терминологии понятия «публичная дипломатия» и «общественная дипломатия» сегодня рассматриваются как тождественные. Понимание этого позволяет осуществлять профессиональный анализ деятельности субъекта Российской Федерации в публичной дипломатии государства. Однако анализ доклада Российского совета по международным делам (РСМД), материалов СМИ и социальных сетей позволяет сделать вывод, что вовлеченность субъектов Российской Федерации в процесс реализации публичной дипломатии далеко не равнозначен2. Выяснение причин этого имеет немаловажное теоретическое и практическое значение.

В настоящее время на федеральном уровне ведущими проводниками публичной дипломатии являются федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), а также два фонда: Фонд «Русский мир» и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Их деятельность по продвижению положительного имиджа России, распространению русского языка, развитию международного сотрудничества оценивается на государственном уровне и экспертным сообществом достаточно высоко. Однако многие исследователи отмечают недостатки в реализации публичной дипломатии, вызванные системными причинами, вопросами правового характера и влиянием на ее развитие «ковидного периода» [3]3. В настоящее время оказали влияние и последствия санкционной политики Запада.

Развитию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации способствует организационно-правовая деятельность федерального центра. Как известно, участие субъектов федерации в международных и внешнеэкономических связях закреплено федеральным законодательством, а именно Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Новый импульс этому направлению придала Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная указом Президента России от 31 марта 2023 года № 229. Согласно Концепции: «Субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют международные и внешнеэкономические связи с учетом большого значения межрегионального и приграничного сотрудничества для развития отношений Российской Федерации с иностранными государствами»4.

Российская Федерация в русле устремлений мирового сообщества, выраженных и закрепленных во многих основополагающих документах ООН, проводит политику развития сбалансированных внешнеэкономических отношений с государствами-членами ООН, в которых важное место должна занимать продукция несырьевого сектора экономики. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года прямо зафиксирована необходимость увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. В рамках национальной цели «Достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство», установленной указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт», целью которого является обеспечение к 2030 году реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом5. Достижение целевого показателя планируется за счет реализации мероприятий федеральных проектов «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Драйверами решения этой задачи являются все субъекты Российской Федерации. Решение этой внешнеэкономической задачи тесно переплетается с реализацией задач публичной дипломатии. Для России участие субъектов в публичной дипломатии является естественным и необходимым элементом внешней политики.

Российский совет по международным делам и научный коллектив Центра поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия» провели исследование «Практики публичной дипломатии регионов России 2017-2021 гг.». Его итоги представлены в докладе № 86/2022. Авторы доклада обоснованно под публичной дипломатией регионов Российской Федерации предлагают понимать «системную активность регионов, то есть набор конкретных акторов (региональные органы власти, некоммерческий сектор, университеты) и программ (проекты, мероприятия), которые регионы реализуют в области международных коммуникаций в рамках своих отведенных компетенций, установленных законодательством Российской Федерации»6.

Серьезную помощь регионам оказывает Совет глав субъектов Российской Федерации (СГС) при МИД России, который был создан в 2003 году на основе рекомендаций Государственного Совета и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в целях оказания содействия российским регионам в развитии международных и внешнеэкономических связей, а также обеспечения возможности их участия в подготовке предложений по тем или иным внешнеполитическим инициативам7.

Характерной особенностью отечественного дискурса стал рост интереса региональных элит Российской Федерации к ресурсам публичной дипломатии [4, с. 43]. Успех их деятельности в этом направлении во многом определяется накопленным карьерным и управленческим потенциалом глав регионов и глав правительств регионов, их деловыми связями и лоббистскими возможностями. В полной мере это относится к Республике Башкортостан и Республике Татарстан. Характеризуя публичную дипломатию региона на примере Республики Башкортостан, мы приходим к выводу, что она осуществляется на протяжении длительного исторического периода и имеет в своем активе знаковые события, определяющие развитие значительной части человечества. Например, проведение в июле 2015 года саммитов ШОС и БРИКС в Уфе, принятие документов стратегического потенциала. Так, участники форума приняли Стратегию развития ШОС до 2025 года [5].

Публичная дипломатия Республики Башкортостан строится на базе внешнеэкономической деятельности и осуществления социогуманитарного сотрудничества, однако имеются определенные позитивные отличия, обусловленные историческими, организационными и культурными факторами.

Выделим следующие направления:

– целенаправленная работа Министерства внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан по расширению географии экспорта;

– привлечение иностранных инвестиций;

– рост внешнеэкономической деятельности предприятий региона;

– организация бизнес-миссий в зарубежные страны;

– проведение выставочно-ярмарочных мероприятий;

– проведение крупных международных форумов;

– проведение презентации региона в посольствах иностранных государств в Российской Федерации и в зарубежных странах;

– организация визитов официальных делегаций и представителей деловых кругов Республики Башкортостан в зарубежные страны;

– приемы в Республике Башкортостан иностранных делегаций;

– направление в торговые представительства Российской Федерации представителей Республики Башкортостан (Беларусь, Казахстан, Китай, Турция, Узбекистан)8. Координатором этой деятельности является Министерство внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан. 

Сотрудничество Республики Башкортостан осуществляется в рамках внешнеполитического курса Российской Федерации. В числе партнеров – государства, с которыми налажены внешнеэкономические связи с советского периода развития государства, но сегодня приоритетными являются связи в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь, Евразийского экономического союза, СНГ, ШОС и БРИКС. В число приоритетов внешнеэкономической деятельности республики входят и страны Исламского мира. За последние шесть лет товарооборот России с исламскими странами вырос в 2 раза и в 2023 году достиг 153 млрд долларов США9. Вносит свою лепту и Республика Башкортостан. Ее внешнеторговый оборот с Объединенными Арабскими Эмиратами за 5 месяцев 2023 года вырос в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года10.

В расширении экспортной деятельности предприятий республики значительную роль играют Центр поддержки экспорта Республики Башкортостан (ЦПЭ РБ) и Представительство АО «Российский экспортный центр» в г. Уфе (РЭЦ). Благодаря, в том числе, и их деятельности внешнеторговыми партнерами предприятий республики стали контрагенты 24 стран, среди них: Казахстан, Иран, ОАЭ, Китай, Узбекистан, Беларусь, Индия, Турция, Куба и др. ЦПЭ РБ занимает второе место в рейтинге Российского экспортного центра, а также первое место в рейтинге по работе с экспортерами через Цифровые сервисы РЭЦ. 

Публичная дипломатия регионов России выражается в прямых контактах между предприятиями, в ходе которых устанавливаются дружеские отношения между гражданами сотрудничающих государств. Существенный вклад в этот процесс вносят представители Республики Башкортостан при торгпредствах Российской Федерации. Результатом этого стал рост числа зарубежных партнеров. Так, среди белорусских: управляющая компания холдинга «Минский моторный завод», Минский тракторный завод и один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники холдинг «Гомсельмаш». Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан и Республики Беларусь за I квартал 2023 года показал рост в 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года11.

Среди китайских: ассоциация «Русско-Китайский образовательный союз» и центр развития международного образования «Миньян»; корпорация Lanzhou LS Engineering Co LTD (LS Group); компания Hefei Huasheng Pumps and Valves Co Ltd, занимающаяся производством и внедрением насосного оборудования для нефтепереработки, химической промышленности, металлургии и опреснения морской воды; сельскохозяйственная компания Ganwei; компания по производству сельскохозяйственной техники Gansu Academy of Mechanical Sciences.

Среди казахстанских: палата предпринимателей «Атамекен» Костанайской области; крупнейшие нефтегазовые предприятия АО «МангистауМунайГаз», АО «КаражанбасМунай», АО «КаракудукМунай», АО «Озенмунайгаз» Мангистауской области; объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Ассоциация предпринимателей города Жанаозен».

Среди турецких: Ассоциация семеноводов Фракии Турецкой Республики и ряд других компаний. Товарооборот Башкирии с Турцией в первом полугодии 2023 года увеличился на 87,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года12.

Результатом работы с партнерами из Киргизии стало увеличение внешнеторгового оборота. Так, за первые четыре месяца 2023 года товарооборот вырос на 38%, и Центральноазиатская республика вошла в топ-10 стран-контрагентов Башкортостана13.

При поддержке Правительства Республики Башкортостан реализуется проект «Сделано в Башкортостане» (Made in Bashkortostan), который был создан в помощь производителям несырьевой продукции для выхода на международные рынки [6, c. 28 – 29]. В Республике Башкортостан сложилась целостная система организации участия республиканского бизнес-сообщества в экспортной деятельности, что позволило республике войти в первую пятерку регионов России по этому направлению работы наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской областью и Республикой Татарстан. На наш взгляд, серьезные результаты Республики Башкортостан на внешнеэкономическом треке обусловлены имеющимся значительным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом и пониманием руководства республики успешного продвижения региона только в условиях опережающего развития, базирующегося на международной кооперации.

Высокому уровню вовлеченности республики в публичную дипломатию России способствует помощь, оказываемая Представительством МИД России в г. Уфе. Трансляция внешнеполитического дискурса Башкортостана происходит через Отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в г. Уфе, Генеральное консульство Республики Таджикистан в г. Уфе, через почетных консулов: Почетного консула Республики Казахстан в г. Уфе, Почетного консула Киргизской Республики в г. Уфе, Почетного консула Республики Болгария в г. Уфе, Почетного консула Итальянской Республики в г. Уфе14.

Широкой областью реализации публичной дипломатии в рамках Союзного государства России и Беларуси является сотрудничество в сфере науки, культуры и образования, которое успешно развивается на основе прямых рабочих связей между исследовательскими, творческими и академическими коллективами, а также в рамках проведения различных профессиональных и творческих конкурсов [7, с. 228]. Беспрецедентным по насыщенности стал культурный обмен между Башкортостаном и Беларусью, состоявшийся в 2023 году в преддверии Х Юбилейного Форума регионов Беларуси и России. Так, 4 мая в опере Джакомо Пуччини «Турандот» на сцене белорусского Большого театра зрители увидели двух артистов из Башкирской оперы. За дирижерским пультом был уже знакомый белорусской публике народный артист Башкортостана А. Макаров, дирижировавший спектаклями в Минске 7 и 28 февраля – операми «Богема» и «Пиковая дама». В рамках мероприятия также выступил заслуженный артист Башкортостана И. Валиев. 16 мая за дирижерский пульт оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила» снова встал главный маэстро Башкирской оперы А. Макаров. 30 и 31 мая Уфу с гастролями посетил Большой театр Беларуси. На сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан в июне прошли гастроли Национального академического драматического театра им. М. Горького из Беларуси. В свою очередь, Республику Беларусь с гастролями посетил Башкирский театр оперы и балета. 10 и 11 июня на сцене Большого театра Беларуси прошли спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета15. Отметим, что впервые Белорусский музыкальный театр и Русский драмтеатр Башкортостана обменивались гастролями в 2016 году.

Студенческие обмены, проведение научных школ и симпозиумов молодежью двух стран необходимо рассматривать как долгосрочный ресурс публичной дипломатии. Республика Башкортостан имеет опыт проведения международных молодежных форумов планетарного масштаба. Так, в июле 2015 года в Уфе начал работу Первый молодежный форум государств-членов ШОС и БРИКС [8, с. 128]. С 22 по 26 мая в г. Минске прошла Российско-белорусская школа союзных лидеров «Взгляд в будущее Союзного государства». Мероприятие было организовано Центром анализа и прогнозирования союзных интеграционных процессов в партнерстве с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. В течение недели перед участниками сессии выступали эксперты вузов двух стран, руководители ведущих общественных организаций и представители законодательной и исполнительной ветвей власти Беларуси и России. Участники школы подготовили рекомендации по совершенствованию молодежного сотрудничества по четырем направлениям: образование, волонтерство, предпринимательство и парламентаризм. В работе школы принял участие студент Института права УУНиТ Р. Фархутдинов.

Субъекты федерации в сфере образовательного сотрудничества проделали значительную работу. Лучшие педагоги России работают в школах ближнего и дальнего зарубежья, делясь своими знаниями и воспитывая интернационалистов в рамках проекта «Российский учитель за рубежом»16.

Деятельность Республики Башкортостан как актора публичной дипломатии вполне соответствует отмеченным выше критериям и отличается системностью, поступательным характером. Так, в 2021 году в Уфе была проведена VI Всемирная Фольклориада. 26 – 28 июня в Уфе состоялся X Форум регионов России и Беларуси «10-летие Форума регионов России и Беларуси: итоги и перспективы», вклад которого в развитие публичной дипломатии был высоко оценен Президентом России Владимиром Путиным: «В числе таких вопросов, решаемых при непосредственном участии регионов, отмечу углубление промышленной кооперации, реализацию проектов в аграрной сфере, внедрение передовых информационных технологий, расширение гуманитарных связей и туристических обменов, поддержку общественных организаций и волонтёрских движений»17.

9 ноября 2023 года, выступая в режиме видеоконференции на пленарном заседании XIX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, Президент России Владимир Путин пригласил участников форума на очередной межрегиональный форум в 2024 году в Уфу18.

Обсуждение и заключение

Развитие публичной дипломатии имеет чрезвычайно важное значение для Российской Федерации в целях активизации процессов интеграции на постсоветском пространстве, с учетом наибольшего совпадения государственных интересов, исторически сложившихся духовных, языковых, экономических и культурных основ. Как отмечают исследователи, положительного эффекта евразийской интеграции трудно будет добиться без вовлеченности широких слоев граждан на основе механизмов публичной, народной или общественной дипломатии, способной сблизить разные группы населения, создать, по сути, общую информационно-интеллектуальную среду стран ЕАЭС [7, с. 44]. На наш взгляд, для решения этой задачи необходимо в полной мере использовать возможности научно-образовательной, культурной, гуманитарной, цифровой и спортивной дипломатии, потенциал которых еще далеко не исчерпан.

References

1. Nigmatullin R.V. Cifrovaya diplomatiya kak instrument vneshnej politiki // Cifrovye tekhnologii i pravo: sbornik nauchnyh trudov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 6 tomah, Kazan', 23 sentyabrya 2022 goda / pod redakciej I.R. Begisheva [i dr.]. Tom 2. Kazan': Izdatel'stvo «Poznanie», 2022. S. 325 - 334.

2. Berezina E.K. Publichnaya diplomatiya Rossii v Latinskoj Amerike: osobennosti i instituty. Latinskaya Amerika. 2021. № 9. S. 25 - 41.

3. Kuharenko S.V. Problemy publichnoj diplomatii Rossii i puti ih resheniya // CHteniya pamyati Evgeniya Petrovicha Sychevskogo. 2017. № 17. S. 244 - 249.

4. Borishpolec K.P. Publichnaya diplomatiya na prostranstve EAES: osmyslenie fenomena i tendencij razvitiya // Vestnik MGIMO Universiteta. 2015. № 5(44). S. 42 - 55.

5. Nigmatullin R.V. Ufimskij sammit SHOS kak otvet na prizyv OON k bor'be s novymi tendenciyami v razvitii prestupnosti // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2015. № 5. S. 39 - 42.

6. Regional'nyj brending: ot teorii k praktike: monografiya / R.R. Sulejmanova, R.V. Nigmatullin, E.N. YAmalova [i dr.]; pod redakciej R.R. Sulejmanovoj. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj universitet, 2022. 164 s.

7. Borishpolec K.P. Resursy publichnoj diplomatii soyuznogo gosudarstva Rossii i Belarusi // Vestnik MGIMO Universiteta. 2017. № 3(54). S. 224 - 237.

8. Sulejmanova R.R. Rol' Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta v formirovanii mezhdunarodnogo imidzha Respubliki Bashkortostan // Organizaciya Ob"edinennyh nacij - universal'nyj centr podderzhaniya mira i obespecheniya mezhdunarodnoj bezopasnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 13 noyabrya 2015 g. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj universitet, 2015. S. 118 - 125.


Login or Create
* Forgot password?